К этим строкам великого поэта остается добавить только то, что казаки в своё время «панували» не только на Украине, но, хотя и не очень удачно, и за её пределами. Румынский писатель Михаила Садовяну посвятил повесть «Никоарэ Поткоавэ» (1952) и нескольких казацких баллад. Памятники И. Подкове установлены во Львове и Черкассах. Яков Шах, не боясь кары, которую понёс Подкова, решил отомстить за него: напасть на Валахию. Осадил Бухарест и приказал выдать тех, кто был виновен в смерти гетмана Подковы. Помимо него в состав запорожского правительства входили: генеральный (или войсковой) писарь, выполнявший обязанности, так сказать, министра иностранных дел; генеральный (войсковой) судья; генеральный обозный, он же начальник артиллерии; генеральный есаул, он же заместитель кошевого атамана; генеральный подскарбий, ведавший финансами, а также и другая старшина. Войсковой судья вершил на Сечи все судебные дела. Иногда он даже исполнял обязанности кошевого, когда тот отсутствовал. Сечевую канцелярию возглавлял войсковой писарь. От имени кошевого и запорожцев он сочинял и подписывал различные документы. Эту должность занимали казаки высокообразованные, владеющие иностранными языками (латинским, турецким и т. д.). Войсковой есаул ведал организацией пограничной службы, охраной зимовников и дорог. Он также проводил следствие и исполнение судебных приговоров, поддерживал дисциплину и порядок среди казаков, занимался распределением провианта.
Помогал есаулу войсковой довбыш. Ударами в литавры он собирал казаков на общее собрание (раду, коло), направлялся в паланки для сбора податей вместе с шафаром, присутствовал при исполнении судебных приговоров, выполнял роль конвоира. А ещё были товмачи - переводчики, они же отвечали за переговоры Сечи с внешним миром; кантаржи - контролёры мер и весов с некими фискальными функциями. Сначала вся территория запорожских казаков была разделена на 5 паланок, а во времена Новой Сечи, как предполагают специалисты-исследователи - 8 - Орловская, Кодакская, Ингульская, (Бугогардовская, Протовчанская, Прогноинская, Самарская и Кальмиуцкая). Артиллерийским и фортификационным делом на Сечи ведал обозный. Во время похода он занимался обустройством лагеря, консультировал штурмующих укрепления врага. Помощником обозного выступал пушкарь. В его ведении находилась пушкарня, где содержались преступники. За кошевым атаманом, судьей, писарем и есаулом на всю жизнь сохранялось звание войсковой старшины (остальные лица после ухода с должности своё звание теряли). Войсковая старшина без должностей могла во время похода или боевых действий возглавлять временные команды или партии казаков. При формировании боевых отрядов, походных команд назначались походные полковники, которым придавались в подчинение есаул и писарь. Все они назывались походными старшинами и по возвращении из похода оставались ими, но без должностей. Всё запорожское войско делилось на курени, которые управлялись выборными куренными атаманами.
Кто не прошёл школу куренного, тот не мог быть избран кошевым. Выбранный кошевой атаман имел полноту неограниченной власти над сечевиками. Единственной сферой ограничений была "внешняя политика". Согласно обычаю все письма, приходившие в Сечь, распечатывали и зачитывали прилюдно. Знаками и атрибутами власти казачьей старшины выступали "клейноды". Они состояли из: стяг-хоругва или корогва, бунчук, булава, пернач, печатка, литавры и чернильница (каламар). Первоначально курени, видимо, создавались по принципу землячества, т.е. в каждом их них состояли казаки из одной местности (например, Канева, Умани, Батурина и т. д.), по названию которой именовался и курень. Курени разбивались на паланки. О численности запорожского куреня можно судить лишь приблизительно, тем более, что она постоянно менялась. Известно, что в реестровом войске сотня делилась вначале на десятки, а впоследствии на курени, но на самом Запорожье, где не было деления на сотни, курень являлся основной войсковой единицей, как бы современной ротой со своим имуществом. Сам курень представлял собой просторный, сплетённый из хвороста шалаш, покрытый сверху лошадиными шкурами, в котором и проживали все казаки этого же куреня. Куренной атаман особо почитался в казацкой среде. Он отвечал за ведение хозяйства в курене, за организацию военной подготовки, быт казаков, занятие ими промыслом и т. п. Куренной атаман имел свой значок в виде небольшого флажка, который нёс куренной хорунжий. Постоянное пребывание запорожцев на Сечи не было обязательным.
В мирное летнее время они, как правило, расходились по паланкам и могли заниматься чем угодно, то есть ловить и заготавливать рыбу, охотиться, бортничать и т. д. Однако каждый казак был приписан к какому-либо куреню и в случае военной угрозы или готовящегося похода, должен был незамедлительно являться на Сечь. По этой причине курень, который в мирное время насчитывал 50 или 100 чел., при переходе на военное положение мог включать в себя в несколько раз больше казаков. В каждом курене (строении) могло поместиться до 200 чел., велось своё хозяйство и готовилась на общие средства пища для всех членов куреня. Столы в этих помещениях стояли вдоль стен, вокруг них размещались лавки, на которые садились казаки. Место атамана находилось во главе стола под образами. Еда подавалась на столы в больших деревянных мисках, напитки в вёдрах, к которым были привешены деревянные же черпаки. Обычной едой в то время была саламаха (ржаное квашеное тесто), тетеря (похлебка из ржаной муки), рубцы, галушки, щерба (рыбная похлебка), лапша, свиная голова с хреном и т. п. На Сечи своего хлеба не было – запорожцы земледелием не занимались. Подавались к столу всё те же надоевшие лепёшки, реже мясо диких зверей и рыба... Запорожцы не признавали каш и относились с насмешкой к тем, кто их употреблял. По окончании трапезы все кланялись атаману и благодарили повара. Атаман поднимался из-за стола и бросал в специальную шкатулку деньги, то же самое делали и казаки. Повар извлекал их оттуда и покупал на них продукты на базаре на следующий день.
Печей на Запорожье не было, еда готовилась в основном на костре или в сложенной из глины «кабыце» без духовки в медных или железных казанах. Запорожцы больше всего дорожили товарищеским равенством. Всё решал сечевой круг (коло), казацкая рада. Должностные лица коша избирались открытым голосованием на общей раде (круге) с участием всех казаков и из их числа сроком на один год. Однако при неудовлетворительном исполнении своих обязанностей они могли быть смещены и раньше. Кроме того, существовала ещё и так называемая чёрная рада, которая собиралась без участия старшины и при необходимости могла выдвинуть обвинение против любого должностного лица. Неугодных и особо провинившихся могли казнить, причём разными способами. Обычно на Сечи рада собиралась на Новый год, Пасху и Покров, но в куренях и сотнях собирались и свои рады по мере надобности. Общую раду созывал кошевой, первый сигнал к её началу давал выстрел из пушки. Затем довбыш бил в литавры, а войсковой есаул выносил из церкви хоругвь и ставил её на площади (майдане). После этого довбыш бил в войсковой барабан и на площади выстраивалось всё войско по куреням. Позднее, когда на Запорожье стали избирать гетманов, вначале проводилась тайная рада из одних только старшин, а затем явная или чёрная рада с участием всей казацкой черни, то есть простых казаков. Запорожская Сечь и Запорожское войско - это неразрывные понятия, поэтому в конце ХVI - начале ХVII вв. казак ассоциировался именно с запорожцем.
Уже первые казацкие гетманы (или старшие - Федор Полоус, Григорий Лобода, Игнат Василевич) в официальных документах употребляют понятие «войско запорожское». Позднее, оно стало именоваться также низовым или кошовым, в отличие от реестрового (до 1648 г.) или малороссийского (с 1654 г.). Несмотря на распространённое мнение о том, что на Запорожье принимали любого, кто хотел, в действительности, это было не совсем так. Прежде всего, существовали определенные ограничения по возрасту - детей в войско не записывали, хотя на саму Сечь могли принять даже десятилетнего ребенка. Однако в войско зачислялись только те, кому исполнилось 20 лет. Пополнение войска происходило по решению рады и обычно начиналось ранней весной. Занимался этим вопросом лично кошевой, который и давал указание войсковому писарю записать принятого в реестр. Кто не попадал в списки, отправлялся назад. Вновь зачисленных в списки распределяли среди десятников. В течение первых трёх лет новички не принимали участия в раде и выборах старшин, лишь по истечении этого времени они становились полноправными казаками (товарищами). В походах и сражениях новички участвовали наравне с ветеранами и если кто проявлял трусость или дезертировал, то его могли даже казнить. Поначалу все казаки, прослужившие в Сечи свыше 3 лет, считались равными друг другу (товарищами), а их общность называлась товарищество, однако с течением времени уже к концу ХVI в. товарищество стало делиться на рядовых казаков (чернь) и старых, т. е. прослуживших длительное время на Запорожье или выходцев из казацких родов.
Продолжение следует в части 39 http://proza.ru/2017/09/12/562